Возвращение к истокам или рынок негабаритных перевозок в первом полугодии 2010
Компания «СпецБалтТранс» подвела итоги своей работы на рынке перевозок крупногабаритной и тяжеловесной техники и оборудования в 1 полугодии 2010 года.
Общее впечатление от работы в этом году – все начинаешь заново. За кризисный 2009 год практически разрушились все, казавшиеся стабильными, связи: с Заказчиками, транспортными и экспедиторскими партнерами. Рынок закупок техники и оборудования сжимался как шагреневая кожа. Остались неизменными только профессиональные навыки, знания и опыт, а вот клиентскую базу пришлось нарабатывать практически с нуля. Если в докризисные годы динамика компании была похожа на ровную лестницу вверх, то в 2009 году нам всем пришлось вернуться к истокам своего бизнеса. Но об этом уже сказано достаточно. Мы решили обозначить новые, на наш взгляд, тенденции этого посткризисного времени на примере своих показателей.
Структурные показатели развития компании (за 1 полугодие 2010 года).
В общей структуре перевозок компании в этом полугодии, видно, что строительные материалы и разнообразные металлические конструкции в этот период составляли подавляющее количество перевозок (74 %), а традиционные «негабаритные» перевозки (техника и оборудование для различных отраслей промышленности) – составили всего 18 % от общего числа.
Диаграмма1 : Структура перевозок в 1 полугодии 2010 года
Такая структура не могла не сказаться на общей страховой стоимости грузов, которая снизилась в этом полугодии (по сравнению с аналогичным периодом 2009 года) на 25%.
Эта же тенденция отражается и на стоимостной структуре проектов. Так, стоимость за перевозку стройматериалов, занявшей 31% всех перевозок, составила всего 0, 3%, а стоимость за перевозку металлоконструкций, занявших 43 % всех перевозок, составила 3%. При этом перевозка техники с 12 % объема перевозок составила 73% общей стоимости, а перевозка промышленного оборудования с 21% составила 21% общей стоимости перевозок.
А теперь взглянем на эти же показатели под отраслевым углом:
Диаграмма 2: Отраслевая структура перевезённой техники
Наименьший процент в структуре имеет сельскохозяйственная техника, что, впрочем, вполне объяснимо. После кризиса, в нашей стране первыми «приходят в себя» сырьевые отрасли и дорожно-строительная отрасль.
Динамические показатели развития компании (сравнительный анализ 1 полугодий 2009 и 2010 годов).
Общая тенденция выглядит так: перевозки стали менее масштабными проектами, менее «негабаритные что ли. Рассмотрим эту тенденцию детальнее:
Из графикf видно, что самих грузов стало больше, однако уменьшилась их страховая стоимость.
График 1: Динамика количества перевезённых грузов (1 полугодие 2010 года)
Снижение стоимости связанно и с отраслевой спецификой грузов (мы уже отмечали стоимостную структуру металлоконструкций и стройматериалов), и с тем, что в перевозимой техники и оборудовании резко вырос процент категории «industry stock» (подержанная промышленная техника и оборудование).
График 2: Страховая сумма грузов (тыс. руб)
Увеличение общего веса перевезенных грузов в 2010 году связано с тем, что в этом полугодии компания «СпецБалтТранс» выполнила целую серию проектов по перевозке бурового и дробильно-сортировочного оборудования различных торговых марок (27 % от всего объема техники), а такое оборудование является чемпионом по тяжеловесности среди других видов техники.
График 3 : Динамика общего веса перевезённых грузов (1 полугодие 2010 года)
Еще одна заметная тенденция - снижение дальности перевозок. Это означает, что уменьшился поток поставок техники и оборудования, который шел в центральные, сибирские и дальневосточные регионы из западного «окна в Европу», которым является Морской порт Санкт-Петербург.
График 4: Динамика дальности перевозок (1 полугодие 2010 года)
Директор по логистике компании «СпецБалтТранс» Иван Берг так прокомментировал итоги полугодия:
«В целом, это полугодие более интересное, чем второе полугодие 2009 года. Если в начале 2009 года мы перевозили то, что было куплено еще в 2008, то во втором полугодии 2009 было достаточно «давящее» ощущение, словно крупногабаритная и тяжеловесная плита рецессии опустилась на весь транспортный рынок.
В этом полугодии стало веселее. Ощущается «шевеление» во многих отраслях рынка. И хотя очень многое изменилось на рынке, но есть тенденции к восстановлению инвестиционных проектов и программ, а значит к объемам перевозок крупногабаритной техники и оборудования.»
Что же больше всего запомнилось из проектов этого полугодия?
Светлана Волынкина, зам. ген. директора по логистике:
«Мне очень приятно, что наша компания приняла участие в научном проекте, связанном с ядерной энергетикой. А когда на днях показали об этом проекте сюжет по каналу Россия-24, мы радовались, как будто увидели близких знакомых». |